Повторение
· Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: "Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это" [2, с. 353].
· Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.
· Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Например, Р.Бертон, переводчик "Тысячи и одной ночи", говорил на двадцати семи языках, как на своем родном; однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, "потому что после этого ум утрачивает свежесть" [2, с. 344].
· Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
· С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.
· Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.
· Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.
Ассоциации
· Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. "Вс¸, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно вступает во взаимосвязь с тем, что там уже было… Тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесные взаимосвязи, будет обладать лучшей памятью" [с. 354].
· Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
· Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: "Что это напоминает?", "На что это похоже?", "Почему это так?", "Как получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?", "Кто сказал, что это так?" и т.д.
· Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
· Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий.
Другие статьи:
Методы исследования самовосприятия беременности.
Для исследования в рамках психологии беременности могут применяться различные методы. Существует ряд специально разра-ботанных методик, область применения которых ограничивается психологией беременных. Т.е. они используются только на бер ...
Проблема самовосприятия беременности.
Психология материнства одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физио-логии, социологии, психологии. Психология беременности ...
Причины Интернет - зависимости
К
.Янг, исследуя Интернет[25] - зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%) (см диаграмму 1). Приведенные се ...
Разделы