Достаточно сложно проанализировать две теории личности с учетом того, что все-таки Леонтьев и Маслоу говорят на разных языках. Но попытаться все же можно.Если пристальнее посмотреть на тексты краткого содержания теорий, изложенный выше, то бросается в глаза, что определения личности как такового у Маслоу нет. То есть нет единой формулировки “личность – это…” Леонтьев же много пишет о том, что такое личность, определяя ее в различных контекстах и давая эти определения с разных сторон. Большую роль в теории личности Леонтьева играет деятельность. Читая его работы, можно вывести следующее утверждение: человек становится личностью в процессе деятельности (не обязательно трудовой, просто деятельности в общем). Леонтьев также учитывает множество внешних факторов, влияющих на развитие и становление личности, Маслоу же говорит в основном о внутреннем содержании личности – о ее саморазвитии, потребностях и т.д. Общим в теориях является то, что и Маслоу, и Леонтьев много внимания уделяют мотивам и потребностям и их соотношениям и взаимоотношениям. Важным моментом является то, что Леонтьев не говорит об идеале личности, то есть он просто констатирует факты и собственные выводы, представления о личности, не выводя из вышеперечисленного некое подобие идеальной личности, Маслоу же называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1. “более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней”2. “принятие (себя, других, природы”3. “спонтанность, простота, естественность”4. “центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе)”5. “некоторая отъединенность и потребность в уединении”6. “автономия, независимость от культуры и среды”7. “постоянная свежесть оценки”8. “мистичность и опыт высших состояний”9. “чувства сопричастности, единения с другими”10. “более глубокие межличностные отношения”11. “демократическая структура характера”12. “различение средств и целей, добра и зла”13. “философское, невраждебное чувство юмора”14. “самоактуализирующееся творчество”15. “сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры” В принципе, если судить обще, то данные утверждения являют собой некий перечень характеристик, которыми должна обладать самоактуализирующаяся личность в идеале. Леонтьев же ничего не говорит о будущем личности, к чему она должна стремиться и чего должна достигнуть.Автор не стал приводить в данной работе множество размышлений Леонтьева о личности как о предмете психологического исследования, но таковые существуют. Леонтьев много говорит о различных подходах к изучению личности и приводит примеры, что есть личность и ее особенности в различных областях психологии. Маслоу же рассматривает личность со стороны собственно личности и не рассуждает о том, как изучает ее, например, дифференциальная психология и т.д. Заметна тенденция обоих авторов к объединению в различные иерархии. Леонтьев говорит о иерархии мотивов и деятельностей, у Маслоу есть иерархия потребностей:1. физиологические потребности (пища, вода, сон)2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)4. потребность в уважении (самоуважение, признание) 5. потребность самоактуализации (развитие способностей)Данная иерархия названа пирамидой потребностей. Леонтьев же славен теорией деятельности.Маслоу рассматривает личность в контексте мотивов и потребностей, Леонтьев уделяет много внимания деятельности и ее роли в развитии личности. Автор не считает себя настолько компетентным, чтобы выражать свое отношение к вышеприведенным и описанным теориям личности. Любая теория личности была создана автором не для того, чтобы быть подвергнутой критике. Любая теория личности имеет свое право на существование и никто не знает, какая из них единственно правильна, а какая близка к правде. Неясно, по каким законам личность развивается, быть может, прав Леонтьев, может, Маслоу, но вполне вероятно, что ни одна теория личности полностью не близка к правильному ответу. Можно сказать единственное – автору работы близки обе теории. Теория Маслоу кажется разумной и правдивой в отношении мотивов, теория Леонтьева вообще поражает огромным количеством потрясающих мыслей и выводов.
Другие статьи:
Организация деятельности службы.
1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:
- в целом в сфере общего и профессионального образования — на соответствующее структурное подразделение Минобразования России;
- в сфере органов управления су ...
Социализирующие функции семьи
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли. всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эм ...
Социальный
страх
Он связан с моральными установками человека, с характером взаимоотношений в социуме, с социальным статусом и чувством ответственности. Этот страх осознанный, он может быть проанализирован и облечен в слова. Для его преодоления необходимо ...
Разделы