Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте

Психология » Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте

Страница 1

Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Конечно, у каждого человека, вне зависимости от общества в котором он живет, есть желания, чувства, симпатии и антипатии, память воля, мышление, воображение, словом все то, что называется человеческой жизнью. Необходимо понимать две элементарные и очевидные вещи:

а) Каждый человек в течение жизни постоянно играет социальные и психологические роли;

б) Каждый человек всегда и во всех жизненных обстоятельствах находится в определенном психологическом состоянии.

Психологическая позиция заставляет человека действовать строго определенным образом. Люди действуют для того, чтобы сохранить или изменить эти позиции. Они действуют таким образом, чтобы навязать другим людям определенные позиции, и стараются избежать того, чтобы им навязывали или навязали те психологические позиции, которые им невыгодны. Однако спектр этих действий достаточно широк. Но в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается. Порождаясь типами взаимодействия людей, он развивается уже по своим собственным законам, чисто психологическим законам, но по «железной логике», заставляющих людей, втянутых в него, действовать так, а не иначе. В действиях молодых людей, эта логика просматривается удивительно ясно и отчетливо. И она неумолима. Конфликт можно сравнить с паровозом, несущимся на всех парах по заранее проложенным рельсам. И вне зависимости от скорости и количества угля в топке этот паровоз не сможет свернуть с рельсов, как бы этого не хотел машинист и пассажиры. Свернуть не может, но может остановиться. И целью нашей работы будет ответить на вопросы: На чем строятся конфликты и различные конфликтные ситуации у старшеклассников и от чего зависит их развитие. Мы должны выявить связи конфликтного поведения старшеклассника с мотивационной сферой, потребностями, характером, уровнем тревожности. Нашей задачей будет вывести гипотезу зависимости степени выраженности реакции на сложную ситуацию и выяснить способы разрешения конфликтных ситуаций в старшем школьном возрасте.

Объектом нашей работы является способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте. А субъектом является мотивационная сфера и личность старшего школьника.

Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет, относится к ранней юности. Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривает юность, прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах вешнего мира и самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юности определенный этап психо-сексуального развития. Указанные теории рассматривают юность, прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Социологические теории юности рассматривает ее, прежде всего как определенный этап социализации как переход от зависимого детства к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.

В юности формируется мировоззрение как система взглядов на природу и общество, как философское осмысление жизни. Как указывает Л.И. Бажович, в этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задачи требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений. С началом самостоятельной общественно- трудовой деятельности строится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростом самосознания, приобретением социального опыта развивается личность старшеклассника. Л.И. Бажович определяет понятие личности следующим образом: «Личность— целостная психологическая структура, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой». Раскрывая определение, автор подчеркивает целостность структуры личности, ее «единства как субъекта и объекта», т.е. активность является атрибутом личности, а деятельность— ее основной границей и наиболее полной объективизацией.

Итак, мы рассмотрели понятие личности и конкретно в юношеском возрасте. Ведь тип реагирования юноши в сложной (конфликтной) ситуации зависит от типа его личности и ее составляющих компонентов. Мы выяснили, что старший школьный возраст— это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего самоопределения. Именно в этом выражаются теперь самостоятельность старшеклассников. В этом возрасте важной сферой самостоятельности является собственны взгляды, оценки, мнения и стремление их отстаивать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Распределение информации между зрительным и звуковым рядами
Одно из главных требований к телепублицистике - доступность информации, которая должна доноситься посредством возможно более простого текста, написанного в соответствии с общепринятыми утвердившимися нормами литературного языка. Развитие ...

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка.
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, про ...

Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические особенности
«Имеется много профессий, где деятельность носит экстремальный характер, где присутствуют, по выражению К.М. Гуревича, «катастрофогенные» ситуации. Это и оперативные дежурные энергосистем, водители авто-, авиа-, и морского транспорта, это ...