Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

Психология » Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку » Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

Страница 3

Е.Т. Соколова (Соколова Е.Т, 1989), обобщив опыт работы в психологической консультации, выделила следующие стили отношений «мать – ребенок»:

1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды», и рассматривает два варианта отношений «матери – ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка.

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы».

В. И. Гарбузов (1990), отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особеннос­тей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязы­ванием ему единственного правильного типа поведения. Тип вос­питания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражает­ся в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей про­фессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирова­ние внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иног­да в ущерб другим детям или членам семьи (Гарбузов В.И., 1990).

Из классификаций, сопоставляющих особенности форми­рования личности детей и стили семейного воспитания, наибо­лее интересной, детализированной представляется классифика­ция, предложенная А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер для подрост­ков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейно­го воспитания:

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и конт­роля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая забро­шенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции конт­роль и забота носят формальный характер, родители не включа­ются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетвореннос­ти потребности в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приво­дит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от ма­лейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожа­ют и покровительствуют, восхищаются его минимальными ус­пехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потреб­ности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Роди­тели (или их «заместители» — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Час­то встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повы­шенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ре­бенка.

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмо­циональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка тре­буют честности, порядочности, чувства долга, не соответствую­щих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подрост­ка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеют­ся на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разо­чаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Проблема трёх и четырёх
Это психологическое raisonnement покоится, с одной стороны, на иррациональной данности материала, т. е. сказки, мифов или сновидений, с другой — на осознавании «латентных» рациональных связей этой данности. То, что такие связи вообще суще ...

Личностные факторы
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзам ...

Мотивация как психологическая категория
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельн ...