Положительные и отрицательные черты диагностических методик.

Психология » Современное состояние психологической диагностики в дефектологии » Положительные и отрицательные черты диагностических методик.

Страница 2

Так, например, в методике разработанной И.А. Коробейниковым (1980) и изложенной в форме рекомендаций по психологическому обследованию детей в период предшкольной диспансеризации, при обработке полученных данных учитываются не только результаты выполнения заданий, но и особенности деятельности детей, а также их поведение в целом, наблюдаемые во время исследования. Все выделенные объекты наблюдения получают определенную количественную оценку, суммируемую с баллами за решение заданий. Вместе с тем приведены и описания отдельных случаев, типичных для разных категорий нарушений развития. В сочетании с количественными показателями такие характеристики весьма существенны, так как значительно облегчают ориентировку в применении методики и в оценке результатов тем, кто пользуется методикой. Однако и в этой работе элемент эмпиризма и произвольности в отборе методик сохранился.

Предпринимались попытки применять в диагностике нарушений развития целые переведенные и адаптированные современные зарубежные системы (“батареи”) психологических тестов. Так, А.Ю. Панасюк адаптировал детские интеллектуальные тесты Векслера (WISC). Возможность диагностировать нарушения развития по суммарным показателям была проверена в специальном исследовании Г.Б. Шаумаровым, который установил, что эти показатели не могут служить для диагностики, например, задержки психологического развития. Следует отметить, что использование психологического профиля (т.е. показателей по всем субтестам) позволило получить более точный результат в определении уровня умственного развития по сравнению с данными медико-педагогической комиссии, отнесших случаи легкой олигофрении к случаям задержки психического развития.

Однако, поскольку и в тестах Векслера отдельные составляющие их методики (субтесты) подобраны без психологического обоснования, эмпирически, многие из них, как выяснилось в результате экспериментального анализа, не имеют дифференциально-диагностической ценности.

Думаю нет необходимости продолжать этот список, т.к. в любой из предложенных методик есть свои положительные и отрицательные черты. Единственное, что можно сказать на сегодняшний день нет ни одной абсолютно и однозначно правильной методики.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Моногамия с точки зрения биологии
Тоффлер о любви: «В эпоху Первой [аграрной] волны при подыскивании супруга люди справедливо задавались вопросом: «Будет ли мой предполагаемый супруг хорошим работником? Лекарем? Учителем для наших будущих детей? Хорошо ли будет работать ...

Улыбка на здоровье
Чувство юмора - очень хорошая черта характе­ра, которую каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке. Но взрослые и дети часто по-разному пони­мают шутки и юмор. Как быть? Мы все знаем, что жизнерадост­ным и веселым людям ...

Роль внешности специалиста в эффективности его деятельности
Все встречи, переговоры, путешествия, с той или другой стороны связаны с общением, а оно подразумевает своего рода притворство, различие интонаций и разность точек зрения подхода к проблеме. Как невозможно все мысли удержать в голове, так ...