Он связан с моральными установками человека, с характером взаимоотношений в социуме, с социальным статусом и чувством ответственности. Этот страх осознанный, он может быть проанализирован и облечен в слова. Для его преодоления необходимо расширить конфликтную ситуацию, с которой он связан.
Такой страх может проявляться в следующих ситуациях:
- встреча на улице с незнакомым человеком или с группой чужих, посторонних людей;
- конфликт на службе с начальником;
- конфликт с подчиненным;
- конфликт с членами коллектива (любого социального объединения – на работе, учебе или по месту жительства и т.п.);
- домашний конфликт, в семье или с другими родственниками;
- несоответствие надеждам или доверию друга;
- несоответствие ожиданиям и надеждам, возлагаемым на субъекта родителями, братом или сестрой (старшими или младшими), другими родственниками – неоправданное доверие и чувство вины перед ними;
- несоответствие ожиданием, надеждам, доверию собственного ребенка, обманываемого вольно или невольно старшим (старшими);
- несоответствие ожиданиям, надеждам или же требованиям начальника (наставника, учителя и проч.) или членов коллектива;
- необходимость принять решение и вероятность при этом сделать неверный шаг или выбор;
- необходимость взять на себя ответственность за другого или вообще за всех – например, за выполнение работы, за результаты сделанного, за реализацию идей;
- непонимание намерений и стремлений субъекта со стороны друзей, супруга (супруги), родителей, членов коллектива, а также со стороны старших по рангу или по возрасту;
- давление на личность субъекта со стороны родителей или членов семьи, начальника или членов коллектива, а также, к примеру, со стороны преподавателя (в школе или в вузе);
- давление на личность субъекта со стороны кого-то более сильного, но менее умного (кому не хочется и даже не следует подчиняться);
- нежелательная встреча с известным человеком по известной причине (и, возможно, в определенной обстановке);
- несоответствие субъекта его социальному статусу и месту (желательному или же предполагаемому).
Эти ситуации могут быть как реальными, так и воображаемыми. Значимость их может быть даже преувеличена субъектом. Переживание страха может быть здесь как безотчетным, так и известным самому субъекту – облекаемым в одежды многих слов, психологических проблем и межличностных отношений. Этот страх обычно маскируется и скрывается за, различного рода, психологическими защитами.
Специфической, особенно в российских условиях, разновидностью социального страха является страх сексуальный.
Другие статьи:
На стыке теории и практики
Противостояние компетенциарного и экспериентального подходов в тренинге имеет свои особые черты. В сфере образования компетенциарный и экспериентальный подходы долгое время рассматривались как новаторские, им противостояли традиции школь ...
Энергопотенциал в структуре таланта
Определение энергопотенциала, на мой взгляд, было введено в структуру таланта Игорем Акимовым и Виктором Клименко далеко не случайно. Есть в этом понятии прямая связь с психодинамиескими концепциями личности, например с идеей Фрейда о том ...
Условия развития воображения.
а)основные этапы развития воображения.
Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей:
q Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательн ...
Разделы