Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов

Психология » Самосознание подростков с ограниченными возможностями » Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов

Страница 2

Анализ уровня самооценки по фактору пола показывает, что самооценка мальчиков экспериментальной и контрольной групп (67,5 и 73,4) несколько выше среднего значения самооценки девочек (60,5 и 57,7) соответственно экспериментальной и контрольной групп. При этом их отличия несущественны (Р -0,4).

Расхождение уровня притязания по 7 параметрам методики по фактору пола показал, что для мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной групп незначительно (р« 0,4). Для мальчиков расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки составили 17,5 для инвалидов и 17,6 - для здоровых. У девочек эспериментальной группы расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 24,7, а у их здоровых сверстниц 29,4.

Из диаграммы 2.1.1. видно, что у 60% здоровых и 80% подростков с ограниченными возможностями выявлен очень высокий уровень притязаний.

А диаграмма распределения уровня самооценки по группам значений для экспериментальной и контрольной выборок (рис. 2.1.2.) показывает, что низкая самооценка была выявлена у 37% подростков с ограниченными возможностями и у 33% их здоровых сверстников. Завышенная самооценка была выявлена одинаково как в экспериментальной группе, так и в контрольной - 22%.

Рис. 2.1.1. Распределение уровня притязаний по группам значений для экспериментальной и контрольной групп

Так в контрольной и экспериментальной группах уровень самооценки низкий, а уровень притязаний очень высокий.

Следовательно, у детей-инвалидов и их здоровых сверстников неадекватная самооценка и высокий уровень притязаний могут привести к выбору слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

43

Рис.2.1.2. Распределение уровня самооценки по группам значений для экспериментальной и контрольной групп.

Наши экспериментальные данные частично подтверждают точку зрения О.Л. Романовой [25;98], результаты исследования которой показывают, что дети -инвалиды, в отличии от своих здоровых сверстников имеют неадекватную самооценку и высокий уровень притязаний. А наши результаты демонстрируют, что как и большинство подростков инвалидов, так и их здоровых сверстников имеют неадекватную заниженную самооценку и очень высокий уровень притязаний. То есть оценка в экспериментальной и контрольной группах давалась не действительная , а желаемая.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Развитие потребности в общении.
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. В общении потребнос ...

Отечественные психологи.
В.В.Лебединскийвыделяет две основных функции эмоциональной регуляции: тоническую и реглятивную. Эти функции также могут быть “разнесены” на разные объекты, хотя в норме принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской д ...

Стресс, способы его преодоления и предотвращения
На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психо ...