Структура и функции самосознания.

Страница 3

18

реальности, является по его мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Кабс и Соутер рассматривают «идеальное Я» как человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду [6; 130].

Таким образом, самосознание играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпритацию опыта и является источником ожиданий. Перечислим функции самосознания или «Я-концепции»:

«Я-концепция» служит средством обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследователей по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонии личности, к ситуации психологического дискомфорта. Это состояние называют когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия [26;200].

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе и руководствуется восприятием.

Существуют механизмы, называемые защитно-психологическими, которые позволяют удерживать «Я-концепцию» в уравновешенном состоянии. Стремление защитить «Я-концепцию», оградить ее от разрушающих

19

воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения [21;67].

«Я-концещия» как интерпритация опыта. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпритацию опыта. Поэтому «Я концепция» сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

Одну и туже ситуацию человек может воспринимать по-разному. «Я-концепция» действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представление человека и себе [28;201].

«Я-концещия» как совокупность ожиданий. Третья функция «Я-концепции» заключается в том, что она определяет ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом [30;123].

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Благодаря развитию и оформлению в ее структуре таких компонентов как «Я-идеальное», «рефлексия», самосознанием является не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Таким образом, самосознание влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность личности, обуславливает динамику и направляет развитие субъекта.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Влияние отсутствия семьи, психической депривации на развитие ребенка.
Отсутствие материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится б ...

Отличие “речи” животных от речи человека.
Особенности взаимоотношений животных друг с другом опре­деляют собой и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воз­действует на других с помощью звуков голоса. Это и дало осно­вани ...

Речевая культура. Культура общения. Речевой этикет
Речевая культура – сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной обще­ ...