А.В.Вальдман высказывается в пользу отсутствия строгой «жёсткой» связи определённого типа эмоций с конкретными морфологическими аппаратами мозга. Эмоциональная реакция при стимуляции мозга – это производное многих внутренних и внешних факторов. Поэтому эмоции как психические функции не являются строго фиксированной в мозговых системах формой поведения, а базируются как на врождённых, так и на приобретённых механизмах. Следовательно попытка топографического распределения эмоций в головном мозгу, как и других психических функций, является отголоском локализационизма. В этой связи вопрос о субстратах эмоций теряет смысл, если исследователь не дифференцирует субстрат «эмоционального переживания», структуры, связанные с «выражением эмоций», и системы, осуществляющие «запуск» эмоциональных реакций.
Поэтому предлагается различать «эмоциональное состояние» от «эмоциональных реакций» даже у животных. Под эмоциональным состоянием понимается субъективное переживание, отражающее отношение данного индивидуума к окружающему миру и к самому себе.
Возникающие же параллельно изменения в соматичекой и висцеральной сфере, которые сопровождают эмоциональное состояние, обозначаются как эмоциональное выражение (или выражение эмоции).
Эмоции как формы психического состояния вовсе не обязательно должны быть сопряжены с действием. Длительность проявления, инертность эмоционального состояния – одна из характерных свойств эмоций. Человек может переживать сильные эмоции, не совершая никаких действий путём их волевого торможения. При этом, однако, вегетативные компоненты эмоций обычно не удаётся подавить, так как они мало подвержены произвольной регуляции. Будучи включёнными в обеспечение доминантного характера действия, эмоции могут включаться во все звенья условно-рефлекторного процесса, выступая в качестве условного сигнала или компонента центрального замыкательного механизма, или фактора подкрепления, или, наконец, полноправный компонент ассоциативного процесса.
П.В.Симонов пытается объединить потребностно-мотивационный и информационный факторы генеза эмоций, понимая под эмоциями отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности её удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает не основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта.
С физиологической точки зрения эмоция – активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния.
В этом заключается регулирующая функция эмоций. Регулирующая функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотиваций, при выделении доминирующей потребности. Такова борьба между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом и прочее.
Своеобразной и весьма существенной функцией эмоций является их подкрепляющая функция, ибо сами эмоции могут выступать в качестве безусловного подкрепления. Было отмечено, что у крыс не удаётся выработать инструментальный условный рефлекс, если пищу вводили непосредственно в желудок через канюлю. Но этот же рефлекс легко вырабатывается, если к вводимой в желудок пище подмешивается морфин, быстро вызывающий у животного положительное эмоциональное состояние. Тот же горький на вкус морфин, введённый через рот, переставал быть подкрепляющим фактором пищевого рефлекса, ибо сопровождался аверсией.
У мышей хорошо вырабатывается инструментальный условный рефлекс нажатия на рычаг, если это действие подкрепляется появлением в клетке другой мыши, немедленно атакуемой «исполнителем».
Таким образом, ни афферентация из полости рта, ни голодовое возбуждение сами по себе без одновременного сочетания с механизмом генераций положительных эмоций не может выполнить функцию подкрепления при образовании инструментального условного рефлекса. Побуждающими и подкрепляющими факторами могут выступать эмоциональное состояние другой особи того же вида. В динамике социально-исторической эволюции это могло быть биологической основой способности человека к сопереживанию.
Другие статьи:
Управление человеческими ресурсами: болезни роста или органические пороки
Критический анализ применения технологии управления человеческими ресурсами, несмотря на многообещающие заявления ее приверженцев, демонстрирует известный разрыв между идеологическими установками и их практической реализацией.
1
. Практи ...
Зависимость тревожности от психических свойств личности.
Каждый конкретный учащийся по - разному переживает "трудную" ситуацию и проявляет различную степень тревожности, в зависимости от своей заинтересованности в конечном результате.
В опытах современных зарубежных и российских пси ...
Работа с рисунком
Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики – на основ ...
Разделы