Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной психологии.

Психология » Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей » Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной психологии.

Страница 3

Анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии по­зволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.) отсутствует единое понимание термина "агрессия".

Так, например К.Бютнер понимает "под агрессией чувства, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение" (12).

А.Басс разделяют агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновремен­но. При этом, описывая агрессию, А.Басс и А.Дарки опираются на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербаль­ная и косвенная агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и подозрительности. Так же заслуживает внимания точка зрения авторов пола­гающих, что "вопрос выбора определения очень сложен, по­скольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Что бы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть раз­личные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение". Не смотря на разногласия относительно определений агрессии, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

С постановкой проблемы агрессии у дошкольников оказывает­ся необходимым определить и развести понятия "агрессия" и "агрессивность". В первую очередь Н.Д. Левитов отмечает не­обходимость подчеркнуть различие между агрессивным поведе­нием животного и человека: первое понятие остается сугубо в рамках биологических закономерностей, в то время как агрес­сивное поведение группы людей или одного человека опреде­ляется социальными общественно-историческими условиями. Однако "признания детерминированности агрессивными обще­ственными факторами и, прежде всего воспитанием не должно приводить к отрицанию биологического фактора в возникновении и развитии агрессивного поведения" (33).

Многие аморальные формы поведения не входят еще в зону "плохого", а те, что входят, могут допускать­ся в силу "оправдывающих обстоятельств". Во-вторых, понятие "агрессия" - по существу, понятие описа­тельное, и ничего не сообщает о причинах, мотивах агрессивно­го поведения стоит заметить, что агрессия у детей носит свою динамику, и обострение такого поведения отмечается именно в периоды кризисов личностного развития, эмоциональной не­стабильности ребенка. Как отмечает Бреслав Г.М., "Было бы методической ошибкой оценивать поведение ребенка с точки зрения этических крите­риев, ибо последнее предполагают наличие нравственного развитого самосознания, которого у детей нет .” (6).

Изучение связи агрессии и ряда психологических состояний и свойств личности, которые могут, как способствовать развитию агрессии, так и препятствовать ее проявлениям, заслуживает особого внимания. Агрессия возникает на фоне определенного психологического состояния, в данном случае - агрессивного. Н.Д. Левитов выделяет познавательный, эмоциональный и волевой компо­ненты агрессивного состояния. Познавательный - представляет собой ориентировку в ситуации (ее понимание), также выделе­ние объекта для нападения, идентификацию своих "наступательных" средств. Эмоциональный компонент харак­теризует появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля над совершаемыми действиями. Волевой компонент, по мнению Н.Д. Левитова, выражает «в агрессивном действии все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность. В ряде случаев – инициативность и смелость…» Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует выше указанных качеств (33)

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания.
Материалистическое решение основного вопроса философии предполагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы происхождения, возникновения сознания. Вопрос о возникновении сознания был камнем преткновения для метафизического мате ...

О проблемах базового образования
И здесь многие могут сказать, что в нашей стране-то об этом всегда заботились. Ещё тов. Сталин говорил, что «кадры решают всё». А наша школа! Наше школьное образование традиционно считается одним из лучших в мире. Выпускники нашей школы ...

Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. ...