Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций.
В "Философском
энциклопедическом
словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)". В "Кратком психологическом словаре" страх трактуется как "эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности". H.И.Рейнвальд считает, что "потребность в самосохранении может, в зависимости от обстоятельств, выразиться в пассивно-обоpонительной эмоции - страхе".
Таким образом, страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего "Я" личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. страх - явление динамичное. Модусы стpаха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспpессивныйхаpактеp стpаха. Это дает возможность построить такой динамический ряд стpаха:
1.Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии - оценочная. Модели общения дезинтегpиpуются в силу большой концентрации внимания не на его содеpжательной стоpоне, а на оценке возможной угрозы.
2. Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.
3. Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности (или ее гипеpсентогpация).
4. Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны: - деструкция отражательного механизма, - деградация личности, - разрушение организма. Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе стpаха не дает ему возможности перейти на адекватный целям уровень общения...
ФОБИЯ (PHOBIA)представляется как:
Симптом, сутью которого является переживание ненужной или излишней ТРЕВОГИ в определенных ситуациях или в присутствии какого-то определенного объекта.
АГОРАФОБИЯ - страх открытых пространств. КЛАУСТРОФОБИЯ - страх замкнутых пространств.
НЕВРОЗ, при котором фобия в значении 1 является ведущим симптомом. В этом смысле рассматривается как синоним ФОБИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ и ИСТЕРИИ ТРЕВОГИ. Отсюда:
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии. Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать. А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами.
Социальная фобия - крайне мучительное состояние, поражающее каждого десятого. Она вызывает тяжелый, часто парализующий страх оказаться в ситуации, когда окружающие наблюдают за Вами или оценивают Вас. Этот страх гораздо сильнее обычного чувства робости или нервозности на публике. Страдающие социальной фобией могут перестроить всю свою жизнь, дабы избежать с ситуацией, где вероятность подвергнуться проверке или оценки выше всего. Это крайне отрицательно влияет на личную жизнь, образование и профессиональный рост. Чтобы противостоять страхам, многие страдающие социальной фобией прибегают к медикаментам, алкоголю, наркотикам.
В ответ на чувство страха Человек еще в детстве осваивает стратегии, называемые механизмами защиты. Согласно теоретикам психоанализа – это обходной путь для того, чтобы снизить тревогу. К 5-6 годам дети выучиваются пользоваться защитными механизмами, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжают поступать, так став взрослыми людьми.
Вот перечень самых распространенных защитных механизмов, усваиваемых детьми.
· Уход. Наиболее распространенный у маленьких детей механизм. Уход – это самая прямая из всех возможных защита. Если ситуация кажется слишком трудной, человек просто уходит от нее, физически или мысленно.
· Идентификация представляет собой процесс инкорпорирования ценностей, установок и взглядов других людей. дети перенимают установки таких могущественных в их глазах людей, как их родители, чтобы стать более похожими на них, то есть более привлекательными, сильными и признанными. это помогает ослабить тревогу, испытываемую детьми из-за свей относительной беспомощности.
· Проекция Защитный механизм, при использовании которого человек приписывает свои собственные непозволительные действия или мысли кому-то другому и тем самым искажает действительность.
· Смещение. Подмена реального источника страха менее опасной фигурой или объектом.
· Отрицание. отказ признать, что тревожащая ситуация действительно существует или что вызывающее тревогу событие произошло на самом деле. Например, при смерти близкого человек может делать вид, что умерший все еще жив и живет вместе с ним.
· Вытеснение. Как крайняя форма отрицания, представляет собой бессознательный акт пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.
· Регрессия – это совладение с тревожащей ситуацией путем возвращения к более ранним, не соответствующим возрасту формам поведения.
· Реактивное поведение. Защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа.
Такие механизмы защиты, конечно помогают нервной системе справиться с возникшим эмоциональным напряжением, но они не дают решение проблемы. Так как человек не воспринимает свой страх, то он не может с ним справиться.
Так как же можно сознательно бороться со своими страхами?
Для решения этого вопроса разработано не мало методик, вот некоторые способы побороть в себе страх, предлагаемые доктором Зейном.
Переключайте отрицательные мысли на положительные.
"В состоянии фобии у человека появляются неприятные мысли и страшные картины в воображении, которые в свою очередь запускают физические симптомы, — объясняет д-р Мануэл Д.Зейн, основатель и директор клиники для лечения фобий в Медицинском центре больницы в Нью-Йорке, а также доцент клинической психиатрии в Нью-Иоркском медицинском колледже. — Вы должны допустить, чтобы вам стало страшно, но попытайтесь перейти от отрицательных мыслей, типа: "Эта собака меня укусит" на что-нибудь реально положительное, типа: "Эта собака крепко привязана и не может сорваться".
Встречайтесь со страхом лицом к лицу.
"Избегать того, чего вы боитесь, — значит не превозмогать свой страх, — говорит д-р Зейн. — Вместо этого можно достичь желаемого контроля с помощью процедуры, называемой "лечение экспозицией", при которой вы мало-помалу подвергаетесь действию объекта вашего страха и убеждаетесь в том, что того, что вы воображали и ожидали, в действительности не случается. Такая дозированная экспозиция может помочь вам привыкнуть, Например, предположим, что ваша фобия — пауки. Во время лечения экспозицией вы сначала можете посмотреть в лицо своему страху, обычно в присутствии другого человека, например на картинку с изображением пауков. Когда вы научитесь с этим справляться, вы можете перейти к тому, чтобы глядеть на дохлого паука, затем на живого и даже подержать одного в руке. Каждый раз вы все еще можете чувствовать некоторый страх, но при такой экспозиции вы научитесь тому, что ужасные вещи, которые вы воображали, на самом деле не происходят".
Другие статьи:
Теории эмоций.
Ч.Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. Эти движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в ...
Мотивы деятельности
Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует вопрос: что движет человеческой деятельностью?
Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох дава ...
Теории психического развития в подростковом возрасте.
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отр ...
Разделы